–…Но чем объяснить подобный расцвет культуры майя? – задав вопрос собравшейся аудитории, Уильям проводил взглядом новых слушателей лекции, не прерывая речи. Он уже давно привык к опаздывающим студентам первых курсов, но в данной ситуации не мог себе позволить воспитательные речи, которыми обычно исправлял поведение молодых людей, вроде бы желающих посещать его занятия. Насмешки над взрослыми при аудитории в более чем триста человек не сделали бы ему чести, поэтому умудренный годами работы профессор Хаммонд обошелся глубоким вздохом. Пройдясь перед преподавательским столом у белого полотна, что закрыл учебную доску, Уильям присел на самый край, скрестив руки на груди, словно обращенный к слушателям вопрос действительно нуждался в ответе. Растерявшиеся гости с первых рядов начали переглядываться друг с другом.
– Представьте себе, что вдруг на следующее утро вы неожиданно знаете, как управлять поездом, – сощурив глаза, сказал Уильям с ироничной улыбкой таким тоном, словно хотел навести посетителей лекции на нужные мысли, но при этом заставив их подумать. – Откуда взялись такие знания? Вы ведь наверняка работаете в другой области, вы заняты другими проблемами, ваша жизнь посвящена семье, близким и любимому делу... Но вы с легкостью можете управлять составом, а еще через месяц вы будете знать, как поезд построить, естественно только в теории. Спустя время вы сможете защищать степень по медицине… Еще через несколько месяцев, а может и пару лет вы выдающийся юрист. Но как это могло произойти?
Вопросы Уильяма смутили аудиторию, ведь ответы казались просто невозможными. Подобные обширные знания не могли появиться из воздуха и осесть в голове человека, открыв ему глаза в прежде неизведанных областях жизни общества. К этому и вел Уильям.
– Я вижу по вашим лицам, что первый напрашивающийся ответ – никак… И вы правы, но не совсем, – важным тоном произнес Уильям. – Никак, если вам никто не поможет. В этом и заключается вся суть знаний, – добавил он, глядя на лица слушателей в первых рядах. – Они передаются от одних к другим, и даже когда наш мир сотрясают научные открытия, мы узнаем лишь то, что кто-то забыл передать из поколения в поколение, пропустив пару сотен лет.
Опустив на момент взгляд в пол, Уильям решил не распространяться о своей убежденности в том, что нет ничего нового под небом. В конце концов, открытую лекцию, которую он устраивал ради привлечения внимания к Музею естественной истории, посещали как раз ради чего-то удивительного, нового и прежде неизвестного.
– За одну ночь вас могли научить управлять поездом. Другое дело, как хорошо вы научились, – сказал Хаммонд под легкий смех, раздавшийся в зале среди многих слушателей лекции. – Вы так же под чьим-то руководством сможете освоить и машиностроение, и медицину, и юриспруденцию. Важно обучение, которое вы получите, что я неустанно повторяю своим студентам, хоть порой и безуспешно, – уверенно произнес Уильям, снова вызвав смех аудитории.
– Кто же мог научить майя их календарю? – возвращаясь к сути лекции, он обратился вновь к слушателям. – Кто помог им развить свою архитектуру? Письменность? Кто обучил их сбору каучука и кокао-бобов? – сделав акцент на своих вопросах, Уильям встал и снова начал прохаживаться вдоль стола, попутно включив проектор. – На сегодняшний день нам хорошо известно, насколько развитыми были майя для своего времени, но даже они прошли определенные этапы развития своей культуры.
Уильям указал на появляющиеся за его спиной один за другим рисунки и фотографии археологических находок, связанных с культурой майя от невероятных скульптур, изображающих древних индейских божеств, до обрывков тканей и украшений, оставшихся после майя в местах их поселений.
– И на этих слайдах отчетливо прослеживается, насколько резкий скачок в развитии архитектуры, скульптуры и рукоделия произошел в последнее столетие до нашей эры… – сказал Уильям, вдруг остановив показ слайдов. – Неожиданное изменение стиля можно обусловить появлением новых знаний, которые взялись от более развитого племени индейцев, следы существования которого были найдены совсем недавно в ходе постройки плотины в Некаше… – бросив на аудиторию беглый взгляд исподлобья, Уильям снова нажал на переключатель в проекторе и с заметной лаской осмотрел появившуюся на экране статуэтку. Зрителям предстал сидящий нефритовый ягуар – находка, которая и стала главной причиной для проведения всей лекции. Дорогая и стоящая не малых усилий, чтобы заполучить ее раньше контрабандистов на черном рынке. О баталиях, что вели ученые за экспонаты на витринах музеев Уильям рассказывать не мог при всем желании, но от того с еще большей гордостью продолжил лекцию.
– Великолепен, не правда ли? – не сдержав довольной улыбки, спросил он риторически. – Оскаленная пасть, увенчанная выше плоским приплюснутым носом, раскосые глаза, плавные круглые формы… Необычная пластика для ранее виденных нами изысканных статуэток майя, отличающихся весьма сложным орнаментом, – со знанием дела произнес Уильям. – Подобные статуэтки находились и ранее, и все они были найдены на юге Мексиканского залива. Но эта статуэтка отличается от уже привычных нам изображений ягуара, какие мы видели у майя… Слезами! Посмотрите внимательно на морду ягуара, и вы увидите, что животное плачет! – указав на высеченные глаза статуэтки, Уильям вернулся к столу перед аудиторией, заметив еще одного визитера, оказавшегося сотрудником университета. Кивнув знакомому, он продолжил рассказ.
– Почему это важно, спросили бы вы, если бы у нас оставалось побольше времени, – с выражением сказал Уильям, про себя выбирая наиболее важный материал, который мог рассказать до конца лекции. – Местное население близ Карибского моря хранит предание о народе ольмеков, поклонявшихся богу-ягуару. Большинство моих коллег считает, что речь шла о первых поселенцах майя, в пантеоне которых существовало много божеств с чертами ягуара. Однако, ни один из этих языческих богов не плакал… Чем интересно данное предание относительно конкретно этой находки, – указав рукой на нефритового ягуара за своей спиной, Уильям снова скрестил руки, – так это тем, что в незапамятные времена божество в виде ягуара якобы вступило в связь с женщиной, после чего их потомок, ставший наполовину ягуаром, наполовину человеком, возглавил свое племя, подарив своему народу благополучие, знания и покровительство отца бога-ягуара… При этом важно, что связывает, казалось бы, обычный миф с реальностью, так это название племени, которое в переводе с ацтекского означает «люди с земли резиновых деревьев».
Сделав паузу, чтобы слушатели соотнесли название с уже известным каучуковым деревом, прорастающим как раз в месте предполагаемого обитания ольмеков у Мексиканского залива, Уильям выключил проектор.
– Таким образом, статуэтку можно считать олицетворением полубога ольмеков. Надеюсь, не для кого не секрет, что при рождении дети плачут, несмотря на свои божественные корни, если верить легенде, – усмехнувшись, добавил Уильям словно между делом. – Можно предположить, что ольмеки были материнской цивилизацией для всех остальных племен индейцев. Их существование, возможно, предшествовало всем последующим высокоразвитым цивилизациям, как тех же майя, во многом положив им начало. Со времени исчезновения ольмеков и начался расцвет их соседей, что можно рассматривать как результат естественной ассимиляция ольмеков с другими индейцами после их ухода из ореола их привычного обитания на южном побережье Мексиканского залива… К сожалению, ни причин их ухода со своих земель, ни каких-либо следов их городов, кроме вами уже виденной статуэтки, на данный момент нет, – глубоко и откровенно разочаровано вздохнув, Уильям поджал губы, выдавив улыбку. – Что ж, увы, как и нашего времени, что нам позволили провести в этой замечательной аудитории. Боюсь, пора уступать место лаборантам-химикам, а то они уже заждались, – кивнув седому коллеге у входа в аудиторию, Уильям учтиво поклонился перед аудиторией. – Благодарю за внимание, на этом у меня все. Надеюсь, вы найдете время на посещение новой выставки в Музее, о которой я говорил в начале лекции.
Дождавшись, когда большая часть пришедших на лекцию слушателей поднимется на ноги, Уильям обошел преподавательский стол, чтобы собрать свои документы и несколько книг в портфель, попутно жестом подозвав помощника из числа студентов волонтеров, притаившихся у дверей в аудиторию, чтобы выключили и убрали отработавший свое проектор.
[NIC]William Hammond[/NIC][AVA]https://67.media.tumblr.com/5650e8d72d4fcb6f0476fec5f371b8c7/tumblr_oe6mdfZQBL1sp4nnvo1_250.png[/AVA][SGN][/SGN]
Отредактировано Farenheight (2016-09-28 00:30:28)