Добро пожаловать на форум, где нет рамок, ограничений, анкет и занятых ролей. Здесь живёт игра и море общения со страждующими ролевиками.
На форуме есть контент 18+


ЗАВЕРШЁННЫЙ ОТЫГРЫШ 19.07.2021

Здесь могла бы быть ваша цитата. © Добавить цитату

Кривая ухмылка женщины могла бы испугать парочку ежей, если бы в этот момент они глянули на неё © RDB

— Орубе, говоришь? Орубе в отрубе!!! © April

Лучший дождь — этот тот, на который смотришь из окна. © Val

— И всё же, он симулирует. — Об этом ничего, кроме ваших слов, не говорит. Что вы предлагаете? — Дать ему грёбанный Оскар. © Val

В комплекте идет универсальный слуга с базовым набором знаний, компьютер для обучения и пять дополнительных чипов с любой информацией на ваш выбор! © salieri

Познакомься, это та самая несравненная прапрабабушка Мюриэль! Сколько раз инквизиция пыталась её сжечь, а она всё никак не сжигалась... А жаль © Дарси

Ученый без воображения — академический сухарь, способный только на то, чтобы зачитывать студентам с кафедры чужие тезисы © Spellcaster

Современная психиатрия исключает привязывание больного к стулу и полное его обездвиживание, что прямо сейчас весьма расстроило Йозефа © Val

В какой-то миг Генриетта подумала, какая же она теперь Красная шапочка без Красного плаща с капюшоном? © Изабелла

— Если я после просмотра Пикселей превращусь в змейку и поползу домой, то расхлёбывать это психотерапевту. © Рыжая ведьма

— Может ты уже очнёшься? Спящая красавица какая-то, — прямо на ухо заорал парень. © марс

Но когда ты внезапно оказываешься посреди скотного двора в новых туфлях на шпильках, то задумываешься, где же твоя удача свернула не туда и когда решила не возвращаться. © TARDIS

Она в Раю? Девушка слышит протяжный стон. Красная шапочка оборачивается и видит Грея на земле. В таком же белом балахоне. Она пытается отыскать меч, но никакого оружия под рукой рядом нет. Она попала в Ад? © Изабелла

Пусть падает. Пусть расшибается. И пусть встает потом. Пусть учится сдерживать слезы. Он мужчина, не тепличная роза. © Spellcaster

Сделал предложение, получил отказ и смирился с этим. Не обязательно же за это его убивать. © TARDIS

Эй! А ну верни немедленно!! Это же мой телефон!!! Проклятая птица! Грейв, не вешай трубку, я тебе перезвоню-ю-ю-ю... © TARDIS

Стыд мне и позор, будь тут тот американутый блондин, точно бы отчитал, или даже в угол бы поставил…© Damian

Хочешь спрятать, положи на самое видное место. © Spellcaster

...когда тебя постоянно пилят, рано или поздно ты неосознанно совершаешь те вещи, которые и никогда бы не хотел. © Изабелла

Украдёшь у Тафари Бадда, станешь экспонатом анатомического музея. Если прихватишь что-нибудь ценное ещё и у Селвина, то до музея можно будет добраться только по частям.© Рысь

...если такова воля Судьбы, разве можно ее обмануть? © Ri Unicorn

Он хотел и не хотел видеть ее. Он любил и ненавидел ее. Он знал и не знал, он помнил и хотел забыть, он мечтал больше никогда ее не встречать и сам искал свидания. © Ri Unicorn

Ох, эту туманную осень было уже не спасти, так пусть горит она огнем войны, и пусть летят во все стороны искры, зажигающиеся в груди этих двоих...© Ri Unicorn

В нынешние времена не пугали детей страшилками: оборотнями, призраками. Теперь было нечто более страшное, что могло вселить ужас даже в сердца взрослых: война.© Ртутная Лампа

Как всегда улыбаясь, Кен радушно предложил сесть, куда вампиру будет удобней. Увидев, что Тафари мрачнее тучи он решил, что сейчас прольётся… дождь. © Бенедикт

И почему этот дурацкий этикет позволяет таскать везде болонок в сумке, но нельзя ходить с безобидным и куда более разумным медведем!© Мята

— "Да будет благословлён звёздами твой путь в Азанулбизар! — Простите, куда вы меня только что послали?"© Рысь

Меня не нужно спасать. Я угнал космический корабль. Будешь пролетать мимо, поищи глухую и тёмную посудину с двумя обидчивыми компьютерами на борту© Рысь

Всё исключительно в состоянии аффекта. В следующий раз я буду более рассудителен, обещаю. У меня даже настройки программы "Совесть" вернулись в норму.© Рысь

Док! Не слушай этого близорукого кретина, у него платы перегрелись и нейроны засахарились! Кокосов он никогда не видел! ДА НА ПЛЕЧАХ У ТЕБЯ КОКОС!© Рысь

Украдёшь на грош – сядешь в тюрьму, украдёшь на миллион – станешь уважаемым членом общества. Украдёшь у Тафари Бадда, станешь экспонатом анатомического музея© Рысь

Никто не сможет понять птицу лучше, чем тот, кто однажды летал. © Val

Природой нужно наслаждаться, наблюдая. Она хороша отдельно от вмешательства в нее человека. © Lel

Они не обращались друг к другу иначе. Звать друг друга «брат» даже во время битв друг с другом — в какой-то мере это поддерживало в Торе хрупкую надежду, что Локи вернется к нему.© Point Break

Но даже в самой непроглядной тьме можно найти искру света. Или самому стать светом. © Ri Unicorn


Рейтинг форумов Forum-top.ru
Каталоги:
Кликаем раз в неделю
Цитата:
Доска почёта:
Вверх Вниз

Бесконечное путешествие

Объявление


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



500 miles

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

За последние полгода я познакомился с потрясающими вещами (в основном, книгами, пьесами), которыми хотел бы поделиться, но впаривать свои любови кому-то конкретному не считаю приемлемым по моральным (и дружеским) соображениям.
И все ж без самовыражения грустно! В связи с этим открываю свой блог. И отрекламирую, и не навяжу, - идеально.
Кстати о рекламе. Поскольку я собираюсь выкладывать особо приглянувшееся, считаю необходимым пояснить: не со всеми нижеприведенными цитатами я согласен. Иногда - в корне не согласен. Я выкладываю не то, с чем соглашаюсь, а всяко-разное. И то, с чем соглашаюсь, и то, с чем не соглашаюсь. Все, что по каким-то причинам (иногда плохо объяснимым) меня затронуло эмоционально.
Бывает, что причина, по которой цитата оказалась в моем блоге, кроется исключительно в эстетике.
Таким образом, резюмирую: свои личные соображения по тому или иному поводу я выражу не посредством чужого творчества, а прямо, своими собственными словами, если будет на то желание или - вдруг - необходимость.

Ну и если че, то я всем рад.

+3

2

После «Медеи», о которой я обязательно напишу подробно чуть позже, взялся за «Аргонавтику» Аполлония  Родосского. Прочитал всего ничего, но уже беззаветно влюблен в поэму в целом, в миф о пребывании аргонавтов на Лемносе в частности и в милую Гипсипилу совсем в частности, о которой всего ничего, зато как!
Эта милая девушка за несколько страниц сумела пробраться в мою душу, и я восхищен ею и тронут не меньше Ясона.

отрывок

А Гипсипила твердила, сжимая Ясоновы руки,
Горькие слезы из глаз источая в тоске по разлуке:
«Что ж, отправляйся, пусть боги помогут тебе и дружине
Вместе с руном золотым к царю воротиться удачно,
Если ты так пожелаешь и так тебе будет угодно.
Остров же этот и скипетр отца моего остаются,
Если ты на обратном пути пожелаешь вернуться.
Кроме своих, соберешь ты людей легко и без счета
Из других городов. Но, увы, такое желанье
Будет чуждо тебе, и сама я предчувствую это.
Помни, однако, вдали находясь, и когда возвратишься,
О Гипсипиле. Оставь мне зарок, что смогу я исполнить
С радостью, ежели боги мне дитя обещают».
Сын Эсона, придя в восхищение, так ей ответил:
«Пусть, Гипсипила, все будет так, как угодно бессмертным!
Ты же, прошу, обо мне сохрани хорошую память!
Знай, что мне достаточно будет, коль Пелий позволит,
Жить в отчизне моей, лишь бы боги труды с меня сняли.
Если же не суждено мне обратно в Элладу вернуться,
В море далеко уплывшему, будь мне матерью сына.
Вышли его возмужавшим в наш Иолк Пеласгийский
Горе утешить отцу моему и матери милой,
Если застанет живыми он их. Без хозяина дома
Пусть им окажет почет, чтоб они ни в чем не нуждались».
Молвил и первым взошел на корабль, за ним остальные
Вслед вступили пловцы и руками схватились за весла,
Все по порядку рассевшись. Арг отвязал все канаты
Из-под скалы, омываемой морем. И тотчас герои
По морской воде ударили в длинные весла.

Отредактировано Hamnet (2017-03-16 23:15:04)

0

3

Аполлоний Родосский «Аргонавтика»
Аполлоний Родосский –  поэт и грамматик, родился около 290 г. до н. э. Из его сочинений сохранилась только «Аргонавтика» – эпическое произведение эллинистической эпохи.

Сюжет пьесы очень прост: Предводитель отряда эллинов по имени Ясон отправляется в Колхиду на корабле «Арго» (именно поэтому он и его спутники называются аргонавтами, т.е. плывущими на «Арго»). В Колхиде они должны добыть золотое руно, с которым царь Колхиды Эет связывает благополучие своей страны и свое собственное. Им на помощь приходит его дочь, волшебница Медея, сердце которой поразил Эрот по просьбе богинь, неравнодушных к судьбе аргонавтов.

Я прочитал с удовольствием. И думаю, что именно с «Аргонавтики» следует начинать читать большие древнегреческие произведения, ведь «Аргонавтика» меньше и динамичнее, чем, например, «Илиада».
Начни с «Илиады» и закончи – не слоган моей жизни. Кажется, сейчас школы этим не страдают, а вот в мое время – страдали. «Школа 21 века». Перевод Гнедича бесспорно прекрасен, но я ни слова не понимал:
«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал…»

Что, серьезно?
Не знаю, как я выжил.))

Медея Родосского – не Медея Еврипида, тем более не Медея Жана Ануя. Последняя – жестокое, обманувшееся в страсти существо, эдакая Эриния, а первая – просто испуганная девочка, готовая на все, лишь бы не попасть в руки обозленного отца.
Все злодеяния последней – какая-то страшная ошибка; эту девочку тяжело судить. Она – жертва. Жертва богинь с их кознями, жаждущего власти Ясона, жестокого отца, подлой судьбы. А вот злодеяния первой воспринимаются всерьез.
Вроде бы факты биографии все те же (или лишь немного видоизмененные), но ощущения при прочтении совершенно разные.
Последняя вызывает жалость, первая – ужас и восхищение. И обе – отвращение вкупе с любовью.
Не знаю, чего мне хочется больше: окружить Медею Родосскую нежной заботой  или состязаться с Медеей Ануйской. Пусть будет последнее. Знакомые женщины как правило дают мне огня, так с чего бы мне изменять сложившемуся правилу?

О сладость! О утраченная сила! Какую власть имели надо мной его большие, горячие руки, нянька! Достаточно было ему войти во дворец моего отца и прикоснуться ко мне… Прошло десять лет, и рука Язона меня отпускает. Я вновь нашла себя. Неужели это был сон? Нет, нет, это я, Медея! Но я уже не та женщина, что, завороженная запахом мужчины, лежит, ожидая его, как покорная сука. Позор, позор! Мои щеки пылают, нянька. Я ждала его изо дня в день, раскинув ноги, всегда с одним и тем же чувством, будто у меня что-то отняли. Как покорно я позволяла ему брать и снова возвращать частицу моего существа, принадлежавшую ему сердцевину моего чрева! Да, я должна была покоряться ему, и улыбаться, и наряжаться, чтобы ему понравиться. Ведь он покидал меня каждое утро и уносил с собой частицу меня, а я не помнила себя от счастья: вечером он вернется и отдаст ее мне. Я должна была раздобыть для него руно золотого барана, раз оно ему понадобилось, должна была выдать все тайны своего отца, убить в угоду ему своего брата и потом, такая же преступная и обездоленная, как он, сопровождать его во всех скитаниях. Я сделала все, что было нужно, и могла бы сделать еще больше.

Отредактировано Hamnet (2017-03-19 19:33:58)

0

4

Уильям Гибсон «Двое на качелях»

А помимо античной истории любви, хотелось бы упомянуть пьесу «Двое на качелях» Уильяма Гибсона в рамках современного театра антрепризы (в главных ролях Татьяна Арнтгольц и Григорий Антипенко).
К сожалению, на спектакле я не был. По иронии судьбы, увлекся пьесой спустя буквально несколько недель после того, как она прошла в Санкт-Петербурге, и пока что у меня нет возможности выбраться в Москву.
Но, несмотря на, я сумел прикоснулся к прекрасному – прослушал аудиозапись спектакля. И знаете, это замечательно! Татьяна и Григорий здорово взаимодействуют. Антипенко – вовсе не Антипенко, а Джерри. Татьяна не Татьяна, а легкомысленная и добросердечная Гитель, – и, по-моему, это самый простой критерий качественной работы.

ГИТЕЛЬ: Что это значит – готовить дела?
ДЖЕРРИ: Выискивать для каждого дела прецедент.
Гитель не понимает.
Видишь ли, когда один стрючок возбуждает дело против другого стрючка, суд не может решить, кто из двух стрючков пострючковее, пока не узнает, как решилось такое же дело других двух стрючков в другом суде в тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году.

ДЖЕРРИ ТЕСС: Неужели ты позвонила мне с другого конца континента, чтобы спросить о мебели? Ну, если дом полон призраков, подожги его, а страховку разделим пополам.

ГИТЕЛЬ (тихо): На сколько процентов?
ДЖЕРРИ (открывая шкаф, хмурится, достает свежую рубашку и, оторвав картонный билетик из прачечной, надевает ее): На все сто.
ГИТЕЛЬ: Я не о выздоровлении, я…
ДЖЕРРИ: Я знаю, о чем ты. Что же, по-твоему, когда я сказал, что хочу о тебе заботиться, я установил для себя гарантийный срок в тридцать дней?

ДЖЕРРИ: Когда ты говоришь «люблю», то имеешь в виду «влюблена». Для меня же это слово означает гораздо больше…
ГИТЕЛЬ: Для меня это значит нуждаться в ком-то. Так сильно, что…
ДЖЕРРИ: Нуждаться? Нет, не то. Любовь – это всегда вместе, неразрывно, день за днем, год за годом. Любовь – это видеть глазами другого. Она любит мосты, и ни на один здешний мост я не мог смотреть без боли, потому что ее глаза этого не видят. И еще сотни таких вещей, на каждом шагу. Не просто друг, в чем-то даже мой смертельный враг, но жена, и срослась со мной. (смотрит на бумагу из суда) Что я мог сказать тебе об этом – об этой бумажке? Что брачный союз не расторгнут, не стал недействительным? Разве я перестану чувствовать свою правую руку, если потеряю ее? Вот что такое любовь для меня.

Отредактировано Hamnet (2017-03-19 19:38:24)

0

5

Габриэль Маркес «Вспоминая моих несчастных шлюшек»

Эту книгу мне дала на прошлой неделе одногруппница со словами: «На, читай», и неоднозначным выражением лица. А мне сложно что ль? Я взял и прочитал, про себя решив, что едва ли Маркес меня чем-то поразит после набоковской Лолиты.
Не поразил.
Мне даже сказать особо нечего.
Думаю, люди в девяносто лет должны быть другими. Они как правило другие и есть, и главный герой – исключение, а не правило, ну и слава Богу.
Все же влюбленность, да такая чувственно-нежная, это опыт, естественный для отрочества, ранней молодости, а не человеку в столь почтенном возрасте. Более того, влюбленность – это еще не любовь, это лишь первый шаг по направлению к любви, – влюбленность может перерасти в любовь, а может и не перерасти. Не понимаю, почему люди так часто смешивают эти понятия, ну да ладно.

Дом возрождался из пепла, а я купался в своей любви к Дельгадине, любви такой полной и счастливой, какой никогда раньше не знал. Благодаря ей я первый раз за девяносто лет жизни встретился лицом к лицу с самим собой. И обнаружил, что маниакальная страсть к тому, чтобы каждая вещь имела свое место, каждое дело – свое время, каждое слово – свой стиль, вовсе не было заслугой упорядоченного ума, но наоборот – придуманной мною системой для сокрытия беспорядочности моей натуры. Я обнаружил, что дисциплинированность – вовсе не мое достоинство, но всего лишь реакция на собственную бесшабашность; что я выгляжу щедрым, чтобы скрыть свою мелочность, что слыву осторожным, потому что таю зломыслие, что умиротворитель я не по натуре, а из боязни дать волю подавляемым порывам бешенства, и что пунктуален лишь затем, чтобы не знали, как мало я ценю чужое время.

Безлюбый секс – утешение для тех, кого не настигла любовь.

Отредактировано Hamnet (2017-03-20 01:36:44)

0

6

В связи с тем, что у меня сегодня есть редкая возможность подъехать на работу к обеду, пошел гулять с собакой непривычно поздно, кроме того, пошел не в парк, как обычно, а к банкомату, потому что у меня внезапно закончились наличные.
Ну и на одном из поворотов моя псина внезапно и очень резко устремилась к мужику, который, при виде собаки, не менее резко подпрыгнул в воздух - то ли от неожиданности, то ли от ужаса (думаю, дело в последнем).
Конечно, мне надо было перед ним извиниться, но я едва сдержался, чтобы на него не наехать, – не со зла, а потому что я испугался того, что испугался он.
Все нормально, если что, собака-то была на поводке, под полным контролем, кроме того, моя псина добра и даже слишком безобидна, так что она полезла исключительно от повышенного дружелюбия, но чет мне до сих пор нехорошо, – наверное, от того, что я вспылил вместо того, чтобы извиниться, ну и теперь чувствую себя хозяином лохнесского чудовища, с которым опасно выходить в свет.

0

7

Джордж Макдональд «Фантастес.
Волшебная повесть для мужчин и женщин»

С шотландским романистом и поэтом Джорджем Макдональдом я впервые встретился в книге Клайва Льюиса «Расторжение брака», и в описанном К. Льюисом образе было столько святости и мудрости, а в отношении главного героя к нему — столько искреннего восторга и восхищения, что мне, как горячему поклоннику всего, что связано с Льюисом, сразу же захотелось познакомиться и с творчеством его духовного наставника.
Захотеть-то захотелось, но руки не доходили довольно долго.
И вот, месяц назад, когда я взял в руки очередную книгу Льюиса, я вновь наткнулся на Джорджа Макдональда и твердо решил, мол, ну все, хватит прокрастинировать, хочешь знакомиться, знакомься!
И пошел знакомиться.
Однозначно — жалеть об этом знакомстве мне не пришлось.
Этот автор завоевал мое полное доверие. Его не страшно читать! Он нравственно безопасен, если не сказать — полезен. Я это и до прочтения понимал, но понимать и чувствовать всей душой — разные вещи. Как все-таки хорошо, что есть и такие книги среди вседозволенности искусства.
Думаю, пусть о Макдональде скажет несколько слов сам Льюис еще раз на страницах моего блога:

выдержка из книги «Настигнут радостью»

…На длинном деревянном перроне были только я и носильщик. Темнело; дым паровоза внизу, возле топки, отсвечивал красным, окрестные холмы были синими, почти лиловыми, небо – зеленым от мороза. Уши щипало. Меня ожидали выходные, заполненные блаженным чтением. Подойдя к книжному киоску, я вытянул издание «Эвримена» в грязном переплете: Джордж Макдональд, «Фантастес. Волшебный роман». И тут подошел поезд. Я помню голос носильщика, выкликавшего названия станций: «Букхем, Эффингем, Хорсли», – у них был сладкий привкус ореха. В тот вечер я начал новую книгу.
Там было достаточно лесных путешествий, враждебных призраков, прекрасных и коварных дам, приманивших мое привычное воображение и не давших мне сразу обнаружить разницу. Словно во сне я был перенесен через эту границу, словно я умер в одной стране и заново родился в другой. Новая страна была так похожа на старую. Я вновь обнаружил все то, что я любил в Спенсере и Мэлори, Моррисе и Йейтсе; но все сделалось иным. Я  не знал тогда имени этого нового качества, этой ясной тени, осенившей все путешествия Анодоса, но теперь я знаю, это – святость. Впервые песнь сирен зазвучала как мамина или нянина колыбельная. Казалось бы, что особенного в том, что мальчишка читает такой роман. Но словно голос с края земли окликнул меня – и теперь он приближался ко мне. Голос звучал в моей комнате, голос звучал во мне. Когда-то меня манила его отдаленность, теперь я был очарован его близостью, он был слишком близок, слишком понятен, по ту сторону понимания. Казалось, он всегда был со мной – если быстро повернуть голову, я успею его разглядеть. И только теперь я понял, что этот голос недосягаем, – чтобы уловить его, надо не что-то сделать, а ничего не делать, впустить его, отказаться от себя. Здесь были бессмысленны все усилия, какие я тратил в поисках Радости. Я не пытался смешивать саму сказку и ее свет, путать сказку и жизнь, я знал, что если б сказка стала правдой и я попал бы в те леса, где блуждал Анодос, я не приблизился бы к тому, чего желал. И ведь именно в этой сказке так трудно разделить саму историю и веющую в ней Радость! Но там, где Бог и идол стоят рядом, ошибка невозможна. Пришла великая минута, и я забыл о лесах и домах, о которых читал, чтобы отправиться на поиски бесплатного света, сияющего сквозь них, и постепенно, постепенно, словно солнце в туманный день, различил этот свет в самих домах и деревьях, в своем прошлом, в тихой комнате, где я читал, в своем старом учителе, читавшем рядом маленький томик Тацита. Воздух этой страны превратил мои эротические и оккультные замены Радости в грубый эрзац, но этот воздух сохранял хлеб на столе и уголь в камине. Это было чудо. Прежде Радость превращала обыденный мир в пустыню – соприкосновение с этим миром губительно для нее. Даже когда обычные тучи и деревья становились частью видения, они только напоминали о другом мире, и возвращение на землю меня разочаровывало. Но вот ясная тень вышла из книги, и осенила обыденный мир, и осталась, пребыла в нем, все изменяя, сама пребывая неизменной. Вернее, все обыденные вещи сами вошли в эту тень. Unde hoc mihi? Я был неблагодарен, я был непросвещен душой, и все это дали мне без просьбы, даже без моего согласия. В ту ночь христианским стало мое воображение; на мою душу, разумеется, ушло гораздо больше времени. Я и не догадывался, на что иду, покупая «Фантастес».

А от меня, как обычно, цитата:

…часто люди, любящие друг друга, так и не обретают подлинной близости; каждый видит другого, как бы в зеркале; словно бы знает его, но так и не познаёт его внутренней жизни, ни разу не войдя к нему в душу; и в конце концов они расстаются, имея лишь самые смутные и мимолетные представления о том мире, у чьих пределов они нерешительно топтались все эти долгие годы.

Отредактировано Hamnet (2017-03-23 08:28:30)

+1

8

Несколько месяцев назад мой друг поделился ссылкой на сайт «Арзамас», поскольку нашел там интересные для себя статьи по литературе и истории. Я посмотрел несколько видео (про Шекспира), но мне не очень зашло, потому что я слышал куда более интересные передачи о Шекспире, в частности от британцев. Но вчера меня что-то дернуло, и я и пошел копаться.
Не жалею! Во всяком случае, я нашел видео «Древняя Греция за 18 минут».

Если лень смотреть и слушать, но интересно, то можете прочитать. Я специально, для своего удобства, зафиксировал видео в текстовом формате, но тем не менее рекомендую в первую очередь видео, поскольку там все показано на карте, а лично мне наличие карты значительно облегчает понимание происходящего.

текст

Кажется, мы знаем про Древнюю Грецию все. Нам же еще в школе рассказывали: Парфенон, 300 спартанцев, слепой Гомер с «Илиадой» и «Одиссеей». Но ведь спартанцев было гораздо больше, Парфенон служил Центробанком, да что там, такой страны, Древней Греции со столицей в Афинах, никогда не было. А Троянскую войну и Александра Македонского разделяют почти столько же времени, сколько нас с князем Владимиром.
Давайте попробуем разобраться, что к чему в античной Греции, чуть быстрее чем за пару тысяч лет.

Крито-микенская эпоха
В 2700 г. до н.э. в Египте уже стоят пирамиды, Вавилон – первой мегаполис мира, где есть все, даже прототип Вавилонской башни, а на острове Крит расцветает загадочная цивилизация. У них уже есть многоэтажки: трехэтажные дворцы с канализацией, водопроводами и даже бассейнами. И совсем нет крепостных стен, похоже критяне живут относительно спокойно: разглядывают цветочки, голубых обезьянок, красивых женщин. Те ходят с открытой грудью, а мужчины носят набедренные повязки или юбки. Еще у них есть флот и письменность. Из этих надписей мы могли бы многое узнать, но расшифровать их пока никто не может.
Тем временем на острове Фера (это нынешняя Сантариния, теперь там свадебный рай) – самое сильное извержение в истории Европы. Часть Феры уходит под воду – видимо, так родился миф про Атлантиду. Стометровый цунами, облака пепла на тысячу километров вокруг. От извержения Крит уже не оправится.
Вскоре сюда приходят захватчики. На когда-то мирном острове появляется бронзовое оружие и таблички на другом языке. Их расшифровали совсем недавно. Оказалось, это самый ранний вариант греческого. На нем говорили воинственные племена, которые в начале II тысячелетия до н.э. заселили соседнюю Грецию и построили там Фивы, Афины, Микены, Пилос. Только эти города уже прячутся за шестиметровыми стенами, жизнь тут совсем не мирная.
Через несколько веков греки и сами не поверят, что это построили их дедушки и будут рассказывать, что стены сложили циклопы, а на Крите до них вообще не было никакой другой цивилизации, мол, и трехэтажный дворец греческий, и флот греческий, и даже минотавр наполовину бык, наполовину грек, и никого не смущает, что игры с быком – чисто критское развлечение.
Греки виртуозно присваивают все, что встречают на своем пути, и будут делать так еще тысячу лет.
Завоевав Крит, они овладевают и морями, плавают и богатеют. В роскошных гробницах в Микенах куча золота, почти все таблички с письмом – бухгалтерские отчеты.
Микены – это тот самый город, который воевал с Троей в «Илиаде» Гомера. Еще полтора века назад считалось, что это сказка, пока российский поданный миллионер Генрих Шлиман (1822-1890 гг.) не раскопал и Микены, и Трою. Теперь тут стоит легендарный троянский конь, высадивший микенский десант в тылу врага. Археологи действительно нашли в Трое следы пожаров и разрушений, случившихся около 1200 года до н.э., но примерно в это же время в упадок приходят вообще все поселения: от Фив до Кносс, от Трои до Ашкелона. На Средиземноморье сплошным фронтом наступают варварские племена.
Следующие триста лет называют Темными веками: исчезает письменность, нам нечего прочитать о том, что тогда происходило. К счастью, у нас есть Гомер, – все слышали о слепом поэте, авторе «Илиады» и «Одиссеи», самых первых произведений европейской литературы.
На самом деле мы не знаем, как он выглядел, когда жил и вообще – был ли это один человек. Нам важно другое: записали «Илиаду» и «Одиссею» уже после Темных веков, но быт героев именно из того времени. Например, Одиссей – царь только потому, что у него больше коз и свиней, его дворец – деревянный сарай за частоколом с кучей навоза у входа, его отец спит на земле в куче золы вместе с рабами. Все герои неграмотные, вместо денег – быки. Не очень похоже на Крит и Микены с трехэтажными дворцами, правда? Так что случилось?
Микенскую цивилизацию уничтожают дорийцы – тоже греки, но совершенно дикие. Спустившись с гор на севере Балкан, они заселяют Пелопоннес, Крит и доплывают до Родоса. Прежнее население либо укрывается в горах, либо бежит на восток. Из всех достижений предыдущей цивилизации дорийцы оставят только самое необходимое – корабль с парусом и гончарный круг. Лишь спустя сотню лет их керамика начинает покрываться простейшими узорами, и только через четыре века появятся самые примитивные изображения людей и животных. Примерно тогда же, на рубеже IX-VIII вв. до н.э. греки переняли у соседей финикийцев совершенно новый алфавит, непохожий на линейное письмо Крита и Микен. Туман Темных веков наконец рассеивается.

Архаический период
Только здесь начнется привычная нам Древняя Греция, страна, которой на самом деле никогда не было. Это не государство с едиными границами и столицей, а много очень разных и совершенно независимых друг от друга городов – полисов. Как это получилось? Это у Чехова все есть («Это в России ничего нету, а в Греции все есть», Чехов, «Свадьба»). На самом деле нет ничего. Греция – это море и горы, разделяющие ее на отдельные клочки. Лишь немногие из них пригодны для земледелия. Зерно сразу же приходится импортировать, но почему бы тогда не выращивать его самим, там, за морем? Так начинается великая колонизация.
Если верить историкам, один только Милет основал 90 колоний. Среди них даже нынешняя Феодосия и Керчь. Заселяется и каблук итальянского сапога, так туда попадает алфавит, который позже станет латинским и захватит мир. Греческая цивилизация раскидывается от нынешнего Ростова-на-Дону до нынешнего Марселя, туда привозят виноградную лозу, из которой потом вырастет французское виноделие. Амфоры, осколки которых теперь разбросаны от Гибралтара до Грузии, – это не предмет декора, а контейнеры для зерна и сосуды для вина. Его, кстати, разбавляли водой один к трем, и только варвары пили чистоган. Чтобы торговать было удобно, появляются монеты. Как и алфавит, их заимствовали у соседей.

Возвышение Афин и Спарты
По словам Платона за пару сотен лет греки расселились вокруг Средиземного моря как лягушки вокруг болота. Почти не участвуют в колонизации только два полиса – Афины и Спарта. Спартанцы – потомки тех самых воинственных дорийцев, уничтоживших микенскую цивилизацию. Они решили земельный голод иначе: захватили соседей – огромную плодородную область Мессению. Всех ее жителей объявили илотами – чем-то средним между рабами и крепостными. Их было гораздо больше, чем самих спартанцев. Так Спарта из обычного полиса становится военным лагерем, главная задача которого не дать поднять восстание.
В Афинах тоже все по-другому. Борьба за землю привела к тому, что аристократии и народу пришлось договариваться. Из этого потом возникнет демократия, но сначала у власти окажутся тираны.
Греческий тиран не обязательно терроризирует народ-демос. Скорее наоборот. Часто это аристократы, которые враждуют с другими аристократами, поэтому он обещает людям хорошую жизнь и, пользуясь их поддержкой, захватывает власть силой. Теперь вся энергия тирана уходит на удержание власти, поэтому он ничего не реформирует, а просто выгоняет конкурентов-аристократов из полиса. Чтобы отвлечь внимание народа, тираны придумывают новые праздники и культы. А недовольных можно сварить в медном быке. Но всех не сваришь! Тиранов свергают, и ослабленная аристократия пытается договориться с народом. Так рождается греческая демократия. Если бы древний грек посмотрел на современную демократию, он бы произнес только одно слово – олигархия! Их демократия была прямой, т.е. никаких депутатов. Если в полисе 6 тысяч граждан, все они имеют право участвовать в Народном Собрании. Правда граждане – это меньше четверти всех жителей: минус рабы, минус женщины, минус трудовые мигранты метеки.

Греко-персидские войны
К середине VI в. до н.э. самыми развитыми оказываются не Афины и Спарта, а полисы Ионии (Фокея, Эфес, Милет, Самос, Хиос, Клазомены). Они раньше всех осваивают инновации восточных соседей: алфавит, деньги, математику, флот и сложную торговую логистику. Тем временем под боком у них неожиданно возникает угроза – огромная персидская империя.
В 499 г. до н.э. у милетов все еще есть надежда сохранить независимость, и он оказывает сопротивление. На помощь приходят Афины, но ничего не получается. Персы сжигают Милет и решают идти дальше.
Попытки покорить Грецию растянулись на двадцать лет. Как это было, мы знаем благодаря первому историку – Геродоту. Он сообщает: за персов воевало не меньше греческих полисов, чем на стороне Афин и Спарты.
Как им удалось победить?
Первая причина – военная инновация. В битве при Марафоне греки использовали фалангу – регулярное построение пехоты в несколько шеренг. Геродот говорит, что персы потеряли 6 400 человек, а афиняне – всего 192 + гонца, который бежал в Афины 42 километра, чтобы сообщить о победе, после чего немедленно умер.
Вторая причина уже стала мемом. В Фермопийском ущелье 300 спартанцев под предводительством царя Леонида на три дня остановили сотни тысяч персов. Правда вместе с ними натиск сдерживают еще несколько тысяч греков из других полисов и те самые полукрепостные илоты. Но все равно дело в спартанском духе. Не зря уже пару веков они даже в мирное время живут в казармах.
И третья причина – флот. Недалеко от Афин нашли залежи серебра. Потратить их можно было как угодно, но демократическим голосованием их решили пустить на постройку двухсот триер – очень быстрых и маневренных боевых кораблей с тремя рядами весел.
Благодаря новейшему флоту греки разбивают персов в решающей морской битве («Битва при Саламине»), а за ней следует и победа на суше («Битва при Платеях»). Греки переходят в контрнаступление («Битва при Микале»). Одновременно с этим сицилийские греки разбивают своих давних соперников – Корфаген («Битва при Гимере»). Так разрозненные полисы отстояли территорию, на которой родилась классическая греческая культура.

Золотой век Афин
Чтобы окончательно победить Персию и освободить полисы в Азии, Афины создают морской союз. Теперь они наконец-то становятся центром греческого мира. Полторы сотни городов согласились ежегодно выплачивать взнос на содержание общей армии и флота.
Казну хранят на Делосе, священном острове Аполлона. Но довольно скоро (конечно, для большей финансовой надежности) покровители предлагают сменить на Афину. Догадайтесь, в каком полисе у нее открывается представительство? Самая элитная недвижимость V в. до н.э. с лучшим видом во всей Греции, Парфенон, строится не столько как храм, сколько как Центробанк, где вскоре оказывается вся союзная казна. Без этих денег не было бы всей греческой классики: скульптуры, драмы, архитектуры, философии. Во главе нового финансового центра стратег и оратор Перикл. Он заключает 30 (тридцатилетний) мир со Спартой, восстанавливает разрушенный персами Акрополь, тянет крепостные стены до порта – его впервые перестраивают по регулярной планировке, без которой не было ни Петербурга, ни Нью-Йорка.
Где деньги, там и лучшие умы. Скульптур Фидий увековечивает Грецию в камне, философ Анаксагор высказывает возмутительную идею: Солнце – это не бог Гелиос на колеснице, а горячее тело размером с полуостров Пелопоннес. Вся великая культура создается за какие-то полвека.

Пелопоннесская война
Счастью Афин страшно завидуют другие полисы, особенно Спарта и ее союзники. Холодная война между ними тлела еще с победы над персами, и в 431 году до н.э. превратилась в горячую. Спартанцы с союзниками осаждают неприступные Афины. Жители прячутся за стенами. Перебоев с продовольствием нет – из Африки морем завозят зерно. Но вместе с ним то ли тиф, то ли чуму, и городе начинается мор. Погибает даже сам Перикл. Ему на смену приходят демагоги (демагог значит «народный предводитель», ругательством это стало после смерти Перикла). Кто больше наобещает, того и выбирают стратегом. Так во главе афинской армии и флота становится Алкивиад – беспринципный племянник Перикла.
Его идея – маленькая победоносная война: давайте все бросим и поплывем на Сицилию, будто мало нам разборок со Спартой. Флот готов, но ночью накануне экспедиции происходит необъяснимое: по всему городу кто-то отламывает у статуи Гермеса все самое выдающееся. Полис с негодовании. В провокации обвиняют Алкивиада, вызывают его в суд, но тот бежит в Спарту и просит там политического убежища. Главный стратег теперь консультирует врага, союзники один за другим выходят из игры, знаменитый флот разбивают, Афины соглашаются на унизительный мир с условием срыть крепостные стены. Метили в Гермеса, а разбили все могущество Афин. Зато на этом мрачном фоне расцветает классическая трагедия и комедия. Три великих трагика – Эсхил, Софокл, Еврипид, и комедиограф Аристофан создают пьесы, которые ставят и сегодня, хотя писали они их в полной уверенности, что первая постановка будет единственной, - так тогда был устроен театр. Зато увидят ее тысячи людей. Не то что сейчас. Античная драма всегда была про актуальные события. Вот и получалось, что чем хуже дела в городе, тем лучше для культуры.

Александр Македонский и эллинизм
Победителя в Пелопоннесской войне нет. В упадок приходят все полисы Греции. Зато неожиданно хорошо идут дела у македонцев – дальних родственников греков, которые те всегда считали чуть ли не варварами. А тут на заработки в Македонию отправляется даже великий философ Аристотель. Там он работает репетиром у одного очень талантливого мальчика. Папу мальчика зовут Филипп (Макендоский). Это он укрепляет македонское царство и в 338 г. до н.э. разбивает коалицию греков и объединяет почти всю Грецию в единый союз, чтобы окончательно разобраться с Персией. Но Филиппа убивают, и дело отца продолжает Александр Македонский.
Он молниеносно вторгается в Азию, разбивает войско персидского царя Дария III, но не возвращается домой, а доходит до Индии. Так рождается новый мир – эллинистический. Греческая и восточная культура смешиваются в единое целое. Модель полиса шагает по миру. Везде появляются города Александрия, но уже без всякой демократии. Все чиновники в Азии говорят по-гречески, зато в Европе к старым богам на Олимп подселяются новые с явными восточными чертами. Самого Александра в Египте объявляют богом. Он в восторге и теперь принимают только послов, которые ездят не к земным царям, а к богам в Дельфы. Протокол обязывает всех по восточному обычаю падать ему в ноги. Можно только гадать, чем бы это закончилось. Найдены греческие декреты, призывающие распространять буддизм. Но Александр умирает молодым, а место его смерти, Вавилон, становится столицей империи, которая тут же начинает трещать по швам.

Эпилог. От Рима до Византии
Пока последователи Александра, их называют эпигонами, воюют между собой, на западе растет новая амбициозная держава. В 146 году до н.э. Рим завоевывает Грецию, а в 30 году до н.э. последний оплот эллинизма – Египет. Но греческая культура побеждает и здесь и с римской экспансией окончательно разносится по миру. Теперь римляне по-гречески читают «Илиаду» и «Одиссею», а потом также по-гречески будут читать Новый Завет.
В 330 году н.э. вместо старой греческой колонии Византия император Константин построит новый город – Константинополь. Так начнется история Византийской империи, которая продлит жизнь греческой культуре на следующую тысячу лет и оставит нам в наследство еще несколько подарков, например, еще один алфавит – наш (Кирилл и Мефодий).

Отредактировано Hamnet (2017-03-26 18:36:13)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»




Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно